2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Катушка зажигания автомобиля

Катушка зажигания автомобиля

Во всех автомобилях с ДВС задачу воспламенения топливной смеси внутри цилиндра решает специальное устройство — свеча зажигания, которая в строго определенные моменты времени должна формировать на своих электродах мощный искровой разряд. От качества и стабильности образования искры зависит работоспособность силовой установки автомобиля в целом. А частота образования искры, с учетом максимальных оборотов двигателей, может достигать нескольких тысяч срабатываний в минуту.

Каждое срабатывание требует наличия в системе высокого напряжения номиналом в несколько десятков киловольт, тогда как существующие автомобильные аккумуляторные батареи (АКБ) способны выдавать стандартные значения 12 или 24 вольт (для тяжелых грузовиков и спецтехники).

Таким образом, в цепи от АКБ до свечи должен присутствовать достаточно компактный трансформатор, преобразующий низкое напряжение постоянного источника в высоковольтные импульсы требуемого номинала. В любом автомобиле таким трансформатором является катушка зажигания (КЗ).

Среди автолюбителей широко распространено и другое, простонародное, название этой детали – «бобина».

Конструкция катушки зажигания

Устройство катушки зажигания

Первичная обмотка, она же низковольтная, принимает напряжение, подающееся от аккумулятора или генератора. Она состоит из витков проволоки крупного сечения, изготовленной из меди. Из-за этого количество витков данной обмотки незначительное – до 150 витков. Чтобы предупредить возможные скачки напряжения и возникновение короткого замыкания, данная проволока сверху покрыта изоляционным слоем. Концы этой обмотки выведены на крышку катушки, к ним и подсоединяется проводка с напряжением в 12 В.

Вторичная обмотка помещена внутри первичной. Она состоит из проволоки мелкого сечения, что обеспечивает большое количество витков – до 30000. Один из концов данной обмотки соединен с минусовым выводом первой обмотки. Второй вывод, являющийся положительным, подсоединен к центральному выводу катушки. От этого вывода высокое напряжение подается дальше.

Отчего они ломаются

Прежде всего из-за жары и/или вибрации. Кроме того, в старых автомобилях с одной катушкой достаточно было забыть выключить зажигание. В то же время, когда контакт прерывания был закрыт, ток постоянно протекал через первичную катушку и вызывал нагревание. Настолько, что могло случиться возгорание. Нынешние одиночные катушки установлены непосредственно на свечах зажигания, то есть на двигателе. Это означает, что они также постоянно нагреваются и подвергаются сильной вибрации.

Поначалу разработчики в недостаточной степени оценили негативные возможности этой нагрузки. И в ряде моделей автомобилей дефектной оказалась вся система зажигания. Проблемы вызывали выгоревшие концевые выключатели, а также моторное масло. Плохие уплотнители оставляют масло в колодце свечи зажигания, где оно разрушает изоляцию катушки. Еще одной проблемой может стать вода, во время мойки например. Попав под высоким давлением на катушку, она может вызвать короткое замыкание.

Что в итоге

Как видно, катушки разных типов по принципу действия практически не отличаются друг от друга. Однако конструктивные отличия часто не позволяют устройствам быть взаимозаменяемыми.

Также важно проверять катушку при малейшем подозрении на появление неисправностей. В ряде случаев проблемы с данным элементом имеют свойство быстро прогрессировать. По этой причине нужно знать, как поверить катушку зажигания, а также когда и в каких случаях это нужно делать.

Читать еще:  Как снять аккумулятор ниссан тиида

Тюнинг и модернизация свечей зажигания своими руками для улучшения топливной экономичности и других характеристик ДВС. Как самому доработать свечи.

Что делать, если пропала искра зажигания. Диагностика отдельных элементов: свечи, катушка, модуль зажигания. Как проверить искру на инжекторном моторе.

Признаки неисправности или пробоя высоковольтного свечного провода системы зажигания. Как проверить автомобильные бронепровода своими руками.

Признаки неисправности свечей зажигания. Оценка состояния свечи при визуальном осмотре, способы проверки свечей зажигания. Налет на электродах свечи.

Частые причины, по которым возникают проблемы с запуском двигателя автомобиля, мотор заводится с перебоями или у ДВС наблюдается полный отказ запускаться.

Основные причины попадания моторного масла в свеченые колодцы. Что делать водителю, если масло течет в свечной колодец, как провести ремонт своими руками.

Как работает

Принцип работы катушки зажигания основывается на базовых физических законах, которым учили еще в школе. Его можно охарактеризовать следующим образом: напряжение низковольтного типа отправляется в первичную обмотку. Все это создает магнитное поле. Иногда это напряжение может быть отсечено прерывателем, что становится причиной резкого сокращения магнитного поля вместе с образованием электродвижущей силы в витках катушки.

Если верить физическому закону касательно электромагнитной индукции, то величина электродвижущей силы, которая возникает таким образом, является пропорциональной количеству витков в обмотке контура. Этим можно объяснить то, что во вторичной катушке образуется высокого напряжения импульс, ведь там находится большое количество витков. Этот импульс подается к свече зажигания. Причем данный процесс не характерен для индивидуального типа, так как такой устанавливается непосредственно на свечу.

Именно благодаря этому импульсу, передаваемый при помощи катушки, между электродами свечи возникает искра, что становится причиной воспламенения топливно-воздушной смеси. А в тот момент, когда возникновение этой искры уже просто необходимо, контакты в распределителе-прерывателе размыкаются. В этот же момент происходит разрыв цепи первичной обмотки. Ток высоковольтного характера появляется на центральном контакте катушки, после чего вновь отправляется – на тот контакт, напротив которого в этот конкретный момент находится электрод бегунка. После всего этого происходит замыкание цепи, а импульс проходит на свечу зажигания, принадлежащей одному из цилиндров.

Небольшая рекомендация: катушка не особо приветствует длительные нагрузки, поэтому лучше включать на длительное время зажигание при факте отсутствия запуска двигателя. Это – проверенный факт, исполнение которого поможет максимально продлиться время действия описываемого механизма.

Устаревшие модели автомобилей располагали такими катушками, напряжение от которых приходило сразу ко всем свечам при помощи распределителя зажигания. Последний механизм оказался недостаточно надежным, в связи с чем в современных авто начали активно применять системы с катушками индивидуального типа, принадлежащий каждой отдельной свече. В связи с этим энергия искрообразования увеличилась, а уровень радиопомех, что создавала система зажигания, наоборот уменьшился. Также применение данной системы позволило распрощаться с необходимостью использовать высоковольтные провода, которые часто оказываются ненадежными.

Читать еще:  Как сделать сход развал на ваз 2107

Катушка, как важнейший элемент общей системы зажигания, нуждается в особенном внимании и уходе. Поэтому таким не стоит пренебрегать и ожидать до последнего, пока из строя выйдет на только данный механизм, но и вся система зажигания, а позже и автомобиль. Так что я рекомендую всегда находить время для осуществления хотя бы элементарной диагностики авто и системы зажигания в частности, тем более если о принципе ее работы теперь известно. И пусть автомобиль никогда не подводит.

Катушка зажигания: принцип работы, виды, особенности конструкции

В данной статье рассмотрим принцип работы и особенности конструкции катушек зажигания в двигателях с электронной системой управления.

1 Понятие и принцип работы

Под катушкой зажигания понимается повышающий трансформатор, состоящий из сердечника (магнитопровода) и двух обмоток (первичной и вторичной).

При помощи нее образуется ток высокого напряжения (порядка 20…35 кВ) для формирования искры между электродами свечи зажигания и рабочей смеси для воспламенения в двигателе внутреннего сгорания.

Принцип работы катушки зажигания представлен на рисунке 1.

Рисунок 1– Принцип работы катушки зажигания

Выделяют следующие конструкции катушек зажигания:

2 Общая катушка зажигания

В электронной системах зажигания, которые используют распределитель, представлена общая катушка зажигания (рисунок 2).

Схема катушки зажигания

Конструкция данной катушки зажигания состоит из двух обмоток. Первичная обмотка (4) имеет 100-150 витков, вторичная обмотка (5) – 15 000-30 000 витков.

Виток обмотки представляет собой единичные или групповые проводки, которые располагаются параллельно на стержне сердечника катушки зажигания (17).

Первичная обмотка (4) состоит из изолированной толстой медной проволоки. Изоляция способствует защите от короткого замыкания и предупреждает скачки напряжения.

Вторичная обмотка (5) состоит из тонкой медной проволоки, она располагается внутри первичной обмотки, разделенная изоляцией (6). Один конец вторичной обмотки (5) соединен с отрицательной клеммой первичной обмотки (7), а второй конец прикреплен к центральной клемме (9) на крышке (10), обеспечивающей вывод напряжения.

В середине катушки зажигания расположен сердечник (17), иначе говоря магнитопровод. Он необходим для повышения силы магнитного поля. Для изоляции сердечник и обмотки помещены в изоляционный корпус (2). Катушка зажигания заполнена трансформаторным масло, предотвращающее токовый нагрев.

3 Сдвоенная катушка зажигания

Следующая катушка зажигания, которая рассмотрена в статье – сдвоенная катушка зажигания (рисунок 3).

Рисунок 3 – Сдвоенная катушка зажигания

Она предназначена для электронных систем с прямым зажиганием. Конструктивная схема сдвоенной катушки зажигания представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Схема сдвоенной катушки зажигания

1 – вторичная обмотка, 2 – первичная обмотка, 3 – железный сердечник, 4- контакт низкого напряжения, 5 – разъем низкого напряжения, 6 – вывод высокого напряжения, 7 – корпус, 8 – контакт высокого напряжения

В конструкции катушки присутствуют два высоковольтных вывода (6). Они способствуют синхронному получению искры с помощью двух цилиндров одновременно.

Данная катушка может иметь несколько видов соединений со свечой зажигания:

Читать еще:  Ваз 2114 замена резонатора

– одна свеча соединена напрямую (применен наконечник), вторая – проводом высокого напряжения;

– применяются только провода высокого напряжения.

Также есть конструкция двух сдвоенных катушек зажигания в единый корпус (четырехвыводная катушка зажигания).

4 Индивидуальная катушка зажигания

Третья катушка зажигания, рассмотренная в данной статье – индивидуальная катушка зажигания. Она предназначена для электронных систем прямого зажигания. Конструктивно данная катушка зажигания отличается от общей тем, что первичный сердечник расположен внутри вторичного.

Рисунок 5 – Схема индивидуальной катушки зажигания

1 – воспламенитель, 2 – первичная обмотка, 3 – вторичная обмотка, 4 – сердечник, 5 – колпачок свечи

В индивидуальной катушки зачастую применяют электронный воспламенитель (1). Во вторичной обмотке (3) образуется высокое напряжение, которое подается на свечу зажигания через колпачек свечи (5). Колпачек состоит из стержня высокого напряжения, пружины и изолирующей оболочки. Для быстрого отсечения тока высокого напряжения, вторичная обмотка обустроена диодом высокого напряжения.

Подводя итог, можно отметить, что ключевой характеристикой всех видов катушек зажигания является сопротивление первичной и вторичной обмоток. По его изменению можно говорить о неисправности катушки зажигания.

5 Методика проверки первичных и вторичных обмоток катушек

1. После того, как осуществлен демонтажа катушки зажигания, ее необходимо визуально осмотреть и убедиться, что нет замыкания на сторону (отсутствие на корпусе черных выгоревших точек или трещин, являющиеся признаками пробоя катушки).

2. Для тестирования работоспособности катушки применяется мультиметр (рисунок 6).

Рисунок 6 – Пример мультиметра

Итак, если произошло перегорание (обрыв) обмотки, то сопротивление будет стремиться к бесконечности и мультиметр ничего не покажет.

Если есть замыкания витков катушки, то показания прибора будут близко к 0 (ноль) Ом.

При диагностике необходимо уточнить значения характеристик заводских значения, либо ориентироваться на следующие показания прибора:

– сопротивление на вторичной обмотке – диапазон от 0,4 до 2 Ом. Для тестирования прибор соединяют с положительным и отрицательным контактом катушки.

– сопротивление первичной обмотки – 6-8 кОм. Здесь могут быть и более высокое значение сопротивления. Замер производят, соединив положительный контакт катушки с выводом провода высокого напряжения.

6 Обозначение катушек зажигания

Раньше катушки зажигания обозначались буквой «Б», номером модели и ее модификацией (пример – Б116-02).

В настоящее время применено цифровое обозначение вида ХХХХ.3705, где первые два числа – номер модели, третье – модификация, четвертое – исполнение (третья и четвертая цифры могут и вовсе отсутствовать). Пример, 27.3705 – катушка 27 модели, 3009.3705 – катушка 30 модели общеклиматического исполнения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мигунов А.Л. Системы электроники и автоматики автомобилей и тракторов: учеб. пособие. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. – 210 с.
  2. Петрова, М. В. Электрооборудование автономных объектов : учебное пособие / М. В. Петрова. – Ульяновск : УлГТУ, 2016. – 101 с
  3. Теория, конструкция и расчет электронных систем зажигания: учеб. пособие / Сост. А.Л. Мигунов. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2012. – 94 с.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector