0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить термостат не снимая с машины? Признаки неисправности термостата

Как проверить термостат не снимая с машины? Признаки неисправности термостата

Термостат – небольшая деталь в механизме двигателя внутреннего сгорания, которая отвечает за работу системы охлаждения. Когда эта составляющая прекращает работать из-под капота транспортного средства начинают выходить густые скопления пара, подобную картину очень часто можно увидеть в различных фильмах и сериалах.

Термостат выполняет машинальную передачу потоков охлажденной жидкости с разной температурой по системе охлаждения. Работает он по большому кругу при перегреве двигателя – проходя через радиатор, и по маленькому, когда двигатель холодный – обходя его стороной. Если эта деталь работает неправильно, то в холодное время года печка застывает, и салон автомобиля невозможно прогреть. Термостат есть как в поддержанном автомобиле, так и новом, если в них применяется закрытый вариант жидкой системы охлаждения с принужденной циркуляцией жидкости с низкой температурой. Принцип работы детали идентичный у всех автомобилей вне зависимости от страны производителя.

Принцип работы термостата

Главным его компонентом выступает механический клапан, который начинает работать под воздействием четкого механизма. В герметично закрытом корпусе устройства размещен специальный термочувствительный воск, который под воздействием высоких температур начинает плавиться и увеличиваться в объеме, тем самым сдавливая резиновую камеру. В свою очередь камера начинает выталкивать металлический хромированный шток, приводящий в работу клапаны.

Кода происходит запуск двигателя, термостат пребывает в закрытом состоянии, чтобы тосол не смог попасть в радиатор и остыть. В этот промежуток времени он движется по маленькому кругу системы охлаждения и остужает нагревающийся двигатель. Когда температура жидкости доходит до 90 °C, то двигатель разогнался до требуемого режима, если выше 90 °C – он начнет перегреваться, поэтому тосолу необходимо избавиться от жара и он переходит на большой круг.

Этот принцип работы очень прост, но когда целостность конструкции не соблюдается, воск способен вытечь из-за употребления некачественного тосола (антифриза) либо коррозийных процессов, что приведет к повышению силы трения подвижного штока.

Признаки, указывающие на неисправность термостата

Как самостоятельно проверить работу термостата в авто

Система охлаждения автомобиля имеет жидкость, температура которой может колебаться в большом диапазоне. Чтобы контролировать эти колебания на авто, существует такой специальный механический элемент, как термостат. Это устройство справляется с 2 функциями – предотвращает перегрев силового агрегата и допускает быстрый старт работы мотора. Через какое-то время элемент изнашивается и становится непригодным для работы. Это негативно сказывается на двигателе. Чтобы вовремя обозначить такой момент, необходимо знать способы проверки термостата, которая осуществляется прямо на автомобиле. Тогда при выявлении присущих этому элементу признаков поломки есть возможность его демонтировать и дополнительно испытать.

Как работает термостат?

Эта деталь очень чувствительна к температуре и при нагревании свыше 87-93 °С открывает заслонку. Защитный процесс начинает работать от расширения специальной жидкости, которая чувствительна к перемене температуры окружающей среды (антифриза).

У термостата имеется заслонка, которая плотно закрывается. Сам он расположен в индивидуальном корпусе и считается самостоятельным элементом. Однако есть и изделия без корпуса, которые устанавливаются внутрь двигательного канала.

Последовательность действий работы термостата

  1. При старте мотора, когда он еще холодный, антифриз течет по малому кругу. Круг этот представляет собой путь через водяную рубашку двигательного блока и микротеплообменник. Нагрев двигателя ускоряется за счёт перекрытия прохода к главному радиатору заслонкой.
  2. Когда температура достигает определенных показателей, заслонка начнет открываться и пропускать какой-то объём жидкости для охлаждения в главный радиатор.
  3. При нагреве мотора большей чем 90°С, проход открывается до конца. Тосол начинает бежать по большому циркуляционному контуру.

Самые первые и основные признаки неисправности термостата это: перманентное «кипение» или отсутствие возможности нагреть силовой агрегат, преимущественно в холодное время года.

Причины и проявления возможной поломки

Есть 3 вида неисправности автомобильного термостата:

  • при нагревании заслонка полностью закрыта и тосол не попадает в радиатор;
  • клин заслонки в полуоткрытом положении;
  • клин заслонки в абсолютно открытом положении.
Читать еще:  Замена термостата хендай акцент

Примечание. Данные неисправности могут происходить из-за двух причин: элементарное изнашивание детали или плохое качество охлаждающей жидкости, которая оставляет налёт на внутренней части стенок системных деталей и труб. Похожий эффект появляется, если залить обычную или дистиллированную воду.

При первом варианте нагретая жидкость не способна дойти до основного радиатора, и её охлаждение происходит в салонном отопителе. Как итог – двигатель страдает от перегрева, а антифриз в расширительном бачке закипает. Эта поломка провоцирует образование пара и его выделение через клапан пробки. Соответственно, можно услышать тихое шипение. Температурная стрелка на приборной панели будет расположена в критической красной зоне.

Проблематично определить поломку термостата при заклинившей заслонке в полуоткрытом положении. Двигатель долго не может набрать стандартную температуру, а уже при нормально прогретом двигателе часто срабатывает вентилятор, который принудительно охлаждает радиатор. Такая проблема хорошо выявляется летом, в жару. Так как половина тосола в этот момент циркулирует по малому контуру, то электрический вентилятор, несмотря на отсутствие перегрева, работает практически постоянно.

Внимание! Похожие признаки могут иметь и другие корни. Например, воздушная пробка, образовавшаяся в охладительной системе машины. Поэтому перед тем, как заменить термостат, его необходимо дополнительно проверить.

В последнем варианте, когда заслонка всегда открыта, мотор может достичь температуры, пригодной для работы, только в летний сезон. Это происходит потому, что антифриз всё время циркулирует по большому кругу и охлаждается радиатором постоянно. Особый дискомфорт этот вид поломки приносит зимой, когда печка практически не нагревается.

Способы диагностики устройства

Самостоятельная проверка работоспособности термостата возможна непосредственно на автомобиле. Подобная диагностика чаще всего дает правдивый результат. Когда мотор полностью остыл, можно начинать проверку: завести его и иногда прикладывать руку к низу радиатора и отходящему к двигателю патрубку.

Рабочее состояние термостата выявляется по следующим характеристикам:

  1. В самом начале прогревания радиатор и патрубки были абсолютно холодные;
  2. Когда охлаждающая жидкость приобретает температуру 40-60 °С, верхний подающий шланг начинает нагреваться. При этом нижний не меняет температуры;
  3. Если тосол достигает температуры 95 °С, вся поверхность теплообменника и нижний патрубок нагреваются. Это сигнал о том, что заслонка открылась и антифриз пошел по большому контуру.

Такую проверку следует осуществлять перед тем, как датчик сработает и самостоятельно включит вентилятор.

Если результат не соответствует норме, то это может означать следующее:

  • Входной и выходной патрубок с реостатом становится сразу горячим — означает, что термостат заклинил открытым. Жидкость сначала идёт по большому кругу, из-за чего происходит нагрев.
  • Когда температура достигает 90°С, а теплообменник и отходящий шланг не нагреваются, это сигнализирует что заслонка наоборот плотно закрыта. Следовательно, элемент пришел в негодность.
  • Низ радиатора немного теплый, а верх горячий – термостат работает в полуоткрытом состоянии.

Разница меду первыми двумя случаями и последним пунктом в том, что последний вариант обязательно необходимо подтвердить. Очень сложно ставить правильный диагноз, если антифриз течет в двух направлениях по совершенно разным путям. Подобный неоднородный нагрев теплообменника, непрерывная работа вентилятора и прыжки температуры являются косвенными признаками. Подобным образом может вести себя и присутствие воздушной пробки в охладительной системе.

Чтобы правильно определить работоспособность термостата, необходимо демонтировать его с авто.

Как разобрать и диагностировать элемент?

Алгоритм:

  • Дождаться остывания мотора. Слить антифриз – сначала из цилиндрического блока, после из самого радиатора. Делать это проще в широкую ёмкость с низкими бортиками.
  • Разжать хомуты патрубков к элементу. Отключить их и достать прибор.
  • Можете провести зрительный осмотр заслонки на закрытие открытие, а для того, чтобы точно удостовериться в ее неисправности, необходимо нагреть на обычной плите воду в кастрюле. Перед закипанием опустить туда термостат и проанализировать поведение заслонки. Она должна сразу же открыться.
  • Затем вынуть термостат из ёмкости. Когда температура начнет падать, проход должен закрыться без задержек.

Напоминание. Когда охладительная система опорожнена, патрубок необходимо отсоединить. Воздух уйдёт по шлангу при обратной заливке тосола.

Читать еще:  Пропала зарядка на ваз 2114

Если при диагностике прояснилось, что присутствует заклинивание заслонки, то термостат подлежит обязательной замене — она неремонтопригодна. Покупка и установка новой детали — единственный выход.

В продаже присутствует множество подделок, поэтому новый термостат нужно сначала испытать при покупке. Для этого закройте пальцем выходной патрубок и направьте поток воздуха через входной. Плотно закрытая заслонка не позволит этому произойти.

Дома следует ещё раз проверить работоспособность детали, также проделав процесс с кипятком и погружением. В случае, когда термочувствительный элемент не работает, стоит сдать его в магазин или обменять на нормальный.

О принципе работы термостата

Деталь представляет собой термочувствительный элемент, открывающий заслонку при нагревании до определенной температуры (от 87 до 93 °С). Исполнительный механизм срабатывает от расширения рабочего тела – специальной жидкости, реагирующей на изменение температуры окружающей среды (в данном случае – антифриза).

Термостат с герметично закрывающейся заслонкой обычно помещен в собственный корпус и является отдельной деталью. Но существуют и бескорпусные изделия, устанавливаемые внутрь предусмотренного канала в двигателе. Алгоритм работы у всех моделей одинаков:

  1. После запуска холодного мотора охлаждающая жидкость течет по малому кругу – через водяную рубашку силового агрегата и малый теплообменник печки. Проход к основному радиатору перекрыт заслонкой, благодаря чему прогрев двигателя ускоряется.
  2. При достижении установленного порога температуры заслонка начинает открываться, пропуская часть антифриза охлаждаться в главном радиаторе.
  3. Когда мотор прогревается до рабочей температуры (свыше 90 °С), проход открывается полностью и весь тосол движется по большому контуру циркуляции.

Первичные признаки неисправности термостата сводятся к двум симптомам: постоянное «кипение» либо невозможность прогреть силовой агрегат, особенно в зимний период.

Самодельный термостат

Если возникают проблемы с нахождением подходящего термостата для конкретной модели, то можно сделать устройство своими руками.

Для этого нужно взять небольшой кусок пластика, вырезать из него круг и проделать в нем несколько отверстий. Установить такую пластинку вместо штатного термостата.

Это затруднит циркуляцию охлаждающей жидкости по большому кругу, что автоматически возобновит ее подачу в систему отопления салона автомобиля при обеспечении силового агрегата рабочей температурой.

Таким образом, взяв на вооружение описанные выше методы, каждый автомобилист сможет проверять, а при необходимости восстанавливать работоспособность системы самостоятельно.

Заменил термостат (б/у оригинал, рабочий), по причине холодного нижнего патрубка на полностью прогретой машине.
Проблема не ушла!
Прогревается мотор, включаются вентиляторы на 1ой скорости — нижний патрубок холодный; 2я скорость — холодный. Далее если печка на полную греет, то вентиляторы снижают скорость до 1ой, но не выключаются! Нижний патрубок постоянно холодный.
Размышления:
1. Получается, либо ДТОЖ дает неправильную команду на включение вент-ров, а ТС не открывается, не хватает температуры.
2. ТС-2 тоже г**но, хотя снятый проверял — открывается норм., вот только на где то на 0,5 см, не знаю, в норме это или нет?
3. Не хватает циркуляции (завоздушенность газами через ГБЦ, помпа). Тут следущее: на горловину основ. радиатора одевал перчатку, ставил большую воронку — прорыва газов не видно ни фига, через шланг расширителя тоже ни каких газов; помпа — че с ней может быть? не течет, ремень крутит нормально, т.е. помпа бы как то проявила себя при заклинивании или развале подшипника.
Печка греет нормально, даже хорошо; на приборке температура в норме!; прогревается мотор нормально, как обычно!
Да, машин SG5, атмо, 2.0, пробег = 285.

Где-то тут читал, что такое получается когда замкнуты диагностические разъёмы.
Не претендую на правильность, щас подтянуться более знающие и прояснят ситуацию.

Нижний патрубок и должен быть холодным — туда идет поток ИЗ радиатора. А термостат омывается потоком жидкости из печки (малый круг). При условии что вы его не вверх ногами засунули.

Позволю себе, не согласиться с Вашим авторитетным мнением:
Теорию, что куда идет и чем омывается, я себе представляю! Нижний патрубок должен теплым (когда ТС открылся)! По сравнению с верхним, наверное, можно было бы назвать его холодным, но, все же. )) Реально — он, реально холодный (не спутаешь), и вся нижняя часть радиатора тоже реально холодная! ТС засунули правильно, можете не сомневаться)) И. вентиляторы включаются очень быстро, буквально, как только на показометре стрелка темп. встает на свое место! И, не выключаются! А если выключить печку, то очень быстро и на 2ую скорость уходят, и тоже не выключаются. Машина на холостых, т. е. ни куда не едет, а на улице какая, никакая зима (ну, правда дело в гараже было)) )
Разъемы не замкнуты. Тут мимо)) Да, эксперимент: вентиляторы на 2ой, вкл. печку на макс., начинаю интенсивно искусственное дыхание)), т. е. сжимаю активно, минуту-две верхний шланг, по ощущениям — рука терпит температуру, далее темп-ра в шланге повышается (что аж рука не терпит), видимо пошла какая-никакая циркуляция, приходит в верхний шланг самый горячий антифриз и, о чудо, вент-ры переходят на 1ую, а потом и выкл., но не на долго! А нижний так и есть — холодный!

Думаю, все таки, виноват ДТОЖ: темп-ра раельно недостаточная для открытия ТС, а ЭБУ верят на слово ДТОЖ (неисправному), потому и вент-ры врубаются!
Ну, может, еще правда, ГБЦ поддувают в СО, тут уж все печально! Но я не смог выявить прорыва газов в СО, может кто даст подробные советы, как проверить загазованность СО (мож я как то не так проверял).
Да, верхняя банка радиатора переделана на алюминий (уже больше года), есть подозрения, что крышке радиатора не хватает высоты, что бы открываться (т.е. горловина не в размер), но это бред по-моему)

Читать еще:  Замена стеклоподъемника шкода октавия

Последний раз редактировалось МЧПВ; 28.11.2015 в 08:21 .

Способы определения неисправности устройства

Выявить погрешности в работе термостата и устранить более серьёзные последствия его неисправности можно несколькими способами. Например, включить двигатель на пару минут. Если за это время шланг, соединяющий термостат и радиатор, успеет нагреться, значит, в клапане устройства имеются неполадки. Шланг исправной конструкции при коротком нагревании двигателя остаётся холодным.

Существует несколько способов выявить неисправность термостата, однако лучше всего обратиться за помощью к автослесарю

Существует и другой метод выявить неполадки. Конструкцию вместе с термометром опускают в специальный стеклянный сосуд с холодной водой. В процессе нагревания воды выяснится, исправен агрегат или нет. Иногда для подобных целей используют диагностический сканер.

Для выявления серьёзных поломок рекомендуют обратиться за помощью к специалистам. Они помогут своевременно и качественно устранить имеющуюся проблему.

Ремонт и замена агрегата

Зная, почему не работает термостат и какие признаки свидетельствуют о его повреждении, можно приступать к ремонту. Если поломка серьёзная, устройство заменяют на новое. Новая деталь должна полностью соответствовать вышедшей из строя конструкции. Замену лучше производить тогда, когда двигатель полностью остынет. В этом деле не обойтись без специальных ключей, герметика и крестообразной отвёртки.

Понадобится 3-литровая ёмкость. В неё будет сливаться охлаждённая жидкость. Работы по установке нового термостата происходят в два этапа: снятия испорченной конструкции и монтаж исправного устройства. Весь процесс займёт не менее 2 часов.

Извлечение старой детали включает в себя следующие шаги:

  1. Сливание охлаждённой жидкости в приготовленную ёмкость.
  2. Демонтаж воздушного фильтра.
  3. От внутренней части моторного отсека откручивают гайку и 2 болта. После отсоединения эти маленькие детали лучше положить на видное место. Так они не потеряются.
  4. Разъем снимается с корпуса клапана рециркуляции, вместе с трубками извлекают сам клапан.
  5. Снимается разъём с датчика по расходу воздуха. Отключается подводящий воздушный шар.
  6. Затем извлекают фильтр.
  7. С помощью имеющихся ключей откручивают гайки с нижней и верхней части термостата. Конструкцию аккуратно вытаскивают из гнезда.

Установка нового устройства подразумевает выполнение всех действий в обратном порядке. Заменить конструкцию можно самостоятельно. Своевременное выявление неисправностей и ремонт термостата улучшают качество эксплуатации автомобиля.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector