0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кулак поворотный; УАЗ Патриот: устройство, характеристики и назначение

Кулак поворотный «УАЗ Патриот»: устройство, характеристики и назначение

Узел, который входит в состав поворотного кулака на УАЗ «Патриот», называется шаровой шкворень. Данная запчасть транспортного средства берет на себя всю нагрузку, оказываемую на подвеску автомобиля. Кроме того именно шкворень поглощает все удары во время движения джипа по неровным дорогам и бездорожью.

В процессе эксплуатации многие автолюбители замечают, что данная деталь внедорожника быстро выходит из строя даже при бережной эксплуатации и езде только по ровному асфальту. В результате возникшего дефекта в передней подвеске появляются зазоры и люфт колес. Исправить данную ситуацию может капитальный ремонт поворотного кулака на УАЗ «Патриот».

Назначение поворотного кулака

Не является секретом то, что поворот колес в автомобиле UAZ Patriot осуществляется посредством работы рулевого механизма. Приводные полуоси передают крутящий момент от трансмиссионного агрегата к ступицам, которые вместе с подшипниками располагаются в поворотном кулаке. Изменение угла поворота колес также достигается благодаря соединению кулака с шарнирными элементами подвески.

Как видим, основным назначением узла является удержание колеса при заданном в конкретный момент угле поворота. Также поворотная цапфа выступает связующим звеном между компонентами подвески. Здесь приходим к выводу, что на поворотный кулак возложена двойная миссия: быть составляющим компонентом системы рулевого управления и одновременно являться несущей основой для большинства деталей в ходовой части.
Вдобавок ко всему, к кулаку прикреплен тормозной механизм, что предполагает повышенные требования к качеству изготовления детали, дабы обеспечить надлежащую безопасность. Напомним, что основной стихией УАЗ Патриот является бездорожье. Такое предназначение требует от элементов подвески повышенной надежности и прочности.

Теперь мы выяснили, какая непростая функция возложена на поворотную цапфу. Кратко поговорим о самом изделии. Как уже отмечалось, деталь выполнена из прочного металла, что позволяет выдерживать нагрузки в движении. Форма изделия является сферической, в которой присутствует главный шаровой шарнир, удерживаемый сверху и снизу посредством шкворней. Непосредственно к поворотному кулаку примыкает кронштейн для присоединения рулевого наконечника.

На фото можем видеть поворотный кулак вместе с шарниром, что позволит лучше уяснить принцип их совместного функционирования в паре.

Как защитить кулак от износа

Если буханка куплена недавно, то автовладелец при вращении руля может слышать неприятные звуки металла трущегося о металл без смазки. Кулаки на УАЗе можно защитить при помощи литола.

При отсутствии опыта ремонта авто кулаки можно литолом обмазать только снаружи. Более продвинутые в ремонте водители могут, открутив круговой сальник, придвинуть его к середине автомобиля и залить литол в образовавшуюся щель.

Никогда не нужно забывать о необходимости проведения профилактических осмотров зажимных втулок поворотного кулака, замены смазки в поворотном кулаке и выявления люфта в подвеске.

Если поворотный кулак нуждается в ремонте, его можно провести самостоятельно или обратившись в авторемонтную мастерскую.

Вот этот узел машины

Узлом, который входит в поворотный кулак УАЗ переднего моста, является шаровой шкворень. Он принимает на себя всю нагрузку, которая приходится на передний мост во время движения. Особенно велики эти нагрузки при езде по бездорожью и пересеченной местности.

В ходе эксплуатации автомобиля данный шкворневой узел быстро изнашивается, что приводит к появлению зазоров и люфта в передней подвеске.

Ремонт поворотного кулака необходим в следующих случаях.

  1. Замена вкладышей или сальника узла.
  2. Износ шарового шкворня.
  3. Поворотный кулак деформировался и требует замены шаровой опоры.

Зачастую поломки поворотного кулака вызваны некачественным подбором комплектующих, установленных при его сборке, а именно несоответствием:

  • диаметра опоры и вставляемой полусферы;
  • толщины и посадочного места сальника;
  • толщины вкладышей.
Читать еще:  Хендай элантра замена грм

Замена детали

При обнаружении неисправностей, связанных с шарниром привода передних колес, необходимо снять поворотный кулак с автомобиля, а затем разобрать конструкцию для проверки состояния деталей. Процедура ремонта не требует использования специального инструмента или оснастки. Все работы выполняются в гараже со смотровой ямой или на подъемнике. После замены деталей необходимо обратиться в сервисный центр для проверки угла схождения в горизонтальной плоскости и корректировки упорного элемента, ограничивающего поворот управляемых колес.

Необходимые инструменты

Для разборки узла потребуются инструменты:

  • гаечные ключи размером 12, 14, 17 и 19 мм;
  • торцевой ключ или головка для гаек размером 10 мм;
  • монтажная лопатка;
  • ударная отвертка;
  • молоток;
  • металлическая щетка и ветошь для удаления загрязнения.

Техника безопасности

Перед началом выполнения работ автомашина устанавливается на ровной площадке, рычаг ручного тормоза поднимается в верхнее крайнее положение. Рекомендуется установить под задние колеса противооткатные упоры. При проведении работ требуется снять передние колеса, кузов автомашины устанавливается на стальные опоры. Под пороги подкладываются предохранительные прокладки (колеса или деревянные брусья), предотвращающие падение автомашины на человека при поломке опор.

Процесс демонтажа

Алгоритм действий при снятии поворотного кулака с машины:

  1. Снять колесо и удалить с поверхностей тормозного суппорта и кулака грязь и следы смазки.
  2. Открутить болт, удерживающий пластину тормозных колодок, а затем утопить поршни гидравлической системы вглубь суппорта отвертками.
  3. Вынуть из гнезда тормозные накладки.
  4. Открутить 2 болта, фиксирующих скобу механизма, а затем демонтировать скобу.
  5. Выкрутить болт, удерживающий верхнюю часть тормозного суппорта.
  6. Ослабить нижнюю точку крепления суппорта, что позволит отвести узел в сторону.
  7. При помощи ударной отвертки открутить 3 винта, удерживающих тормозной диск на ступице.
  8. Демонтировать диск со ступицы ударами молотка, наносимыми через деревянную прокладку.
  9. Отвернуть 6 болтов, удерживающих цапфу на поворотном кулаке. Если резьбовые соединения покрыты слоем ржавчины, то необходимо обработать поверхности средством WD40 (или аналогом).
  10. Аккуратно снять цапфу вместе со ступицей и стальным щитком тормозного диска. Если на автомобиле имеется антиблокировочная система, то необходимо демонтировать датчик.
  11. Вытянуть из чулка моста полуось.
  12. Открутить гайку крепления, а затем вынуть палец наконечника рулевой тяги из отверстия, предусмотренного в рычаге кулака.
  13. При помощи гаечного ключа открутить 5 болтов, соединяющих фланцы кулака и переднего моста.
  14. Демонтировать пластину, в которую упирается болт, ограничивающий отклонение колес при повороте.
  15. Вытянуть корпус кулака из чулка переднего моста, для выполнения работы потребуется монтажная лопатка, которая вставляется в зазор между фланцами. Снятый кулак разбирается на верстаке, оборудованном тисками.
  16. Отвернуть 9 болтов, удерживающих манжету вокруг обоймы шарнира.
  17. Выкрутить болт, ограничивающий поворот колес (оборудован контргайкой). Рекомендуется измерить длину вылета элемента, что позволит корректно отрегулировать угол отклонения при сборке.
  18. Снять манжету и войлочный уплотнитель, что позволит демонтировать резиновый сальник.
  19. Извлечь шаровую опору из посадочного гнезда в кулаке, узел удерживается 2 шкворнями.

Сборка шарнира

Краткий алгоритм действий при сборке шарнира:

  1. Установить в опору втулки для шариков шкворней и нанести на поверхности специальную смазку.
  2. Заполнить внутреннюю часть кулака густой смазкой, а затем установить полуось.
  3. Надеть на полуось шаровую обойму, которая должна совпасть с отверстиями для установки шаровых пальцев шкворней.
  4. Установить симметрично шаровую обойму относительно кулака, а затем затянуть втулки шкворней.
  5. Осадить опорные элементы ударом молотка через прокладку из мягкого металла, а затем подтянуть крепления шаровых пальцев шкворней.
  6. Уложить на штатное место резиновую манжету, а затем поместить поверх войлочное кольцо.
  7. Установить обойму, которая затем крепится болтами к корпусу поворотного кулака.
  8. Смонтировать болт, ограничивающий угол отклонения колеса.
  9. Вставить полуось в чулок, а затем затянуть болты, соединяющие фланцы моста и кулака.
  10. Отрегулировать усилие, необходимое для отклонения кулака в стороны. Усилие, необходимое для поворота кулака относительно моста, составляет 1,0-2,5 кгс.м (узел должен поворачивать усилием рук). Регулировка производится затяжкой шаровых пальцев шкворней.
  11. Смонтировать на штатные места ступицу и остальные детали. Центральная гайка, регулирующая зазор в подшипниках, затягивается моментом 30-40 Н.м, а затем фиксируется при помощи замочной шайбы.
Читать еще:  Как разобрать замок зажигания

Проверка работы

Для проверки работы узла необходимо совершить тестовую поездку. При корректно отремонтированных кулаках снижается отдача на руль при движении по неровностям, перемещение по ямам не приводит к необходимости корректировки курса рулевым колесом. Рекомендуется посетить сервисный центр для проверки углы горизонтального схождения и корректировки угла отклонения колес.

Назначение механизма

Всем известно, что поворот колес обеспечивается благодаря рулевому управлению. Под влияние рулевой рейки обеспечивается изменение угла расположения передних колес. Изменение угла обеспечивается благодаря наличию поворотного элемента, который позволяет колесу поворачивать в правую или левую сторону.

Таким образом, можно сказать, что поворотный кулак предназначен для возможности изменения угла расположения передних колес. То есть, говоря простым языком, если бы не было данного устройства, то автомобиль мог двигаться только прямо без возможности поворотов.

Но кроме этого, данное устройство выполняет и следующие функции:

  • Возможность соединения колеса посредством ступицы с элементами подвески.
  • Крепление к изделию ступицы колеса.

Исходя из этого, можно сказать, что поворотный элемент является и несущей конструкцией, и составляющей системы управления. Но кроме этого, на данном устройстве также устанавливается и тормозной механизм, поэтому к изделию предъявляются жесткие требования. УАЗ Патриот – внедорожник, который рожден для преодоления бездорожья и пересеченной местности. Данные факторы же требуют не только прочности конструкции элементов подвески автомобиля, но и в их надежности.

Итак, теперь мы разобрались, что называется поворотным кулаком и для чего он нужен на внедорожнике УАЗ Патриот. Что же представляет собой данный элемент?

Поворотный элемент представляет собой деталь, которая обеспечивает вращение шарнира угловых скоростей. Ниже на фото представлен вид поворотного кулака и шарнира, которые функционируют в паре.

Неисправности

Поворотный кулак, как видно на фото выше, не представляет собой сложной конструкции или механизма, поэтому необходимость в его ремонте или обслуживании возникает в редких случаях. Ведь каждая деталь автомобиля рано или поздно придет в негодность и может потребоваться его замена.

Ржавчина на поверхности

Как узнать, что требуется ремонт или замена устройства? Больше всего подвержены износу поверхности ступичных подшипников и отверстия под крепеж. Когда изделие подвергается чрезмерному износу, то на автомобиле наблюдается увеличение люфта колеса, что приводит к нестабильности рулевого управления. Узнать о том, что кулак требует ремонта или замены можно по характерным стукам, которые слышны во время движения по неровным участкам дороги.

Еще одна неисправность проявляется в виде ржавчины поверхности кулака. Когда это происходит, поверхность становится шершавой, и защитный сальник перестает плотно к ней прилегать. Из-за этого внутрь механизма попадает вода и грязь, что сильно уменьшает срок службы детали.

Но следует заметить, что ресурс эксплуатации данного элемента довольно велик, и зависит, прежде всего, от пробега автомобиля и от характера его эксплуатации. И хотя, некоторые детали транспортного средства могут стать причиной быстрого износа изделия, все равно он имеет высокий срок службы.

Если же на внедорожнике УАЗ Патриот обнаруживается, что кулак имеет значительный износ, то следует незамедлительно произвести его замену, так как это чревато возникновением более серьезных поломок в пути.

Замена

Мы выяснили, когда требуется замена устройства. В материале о смазке поворотного кулака описан процесс снятия устройства, поэтому сегодня мы уделим внимание рассмотрению вопроса о том, как заменить данный элемент на УАЗе 3160. Для проведения данной процедуры следует подготовить следующий инструмент:

  • ключи на “17”, “14” и “10”.
  • монтажная лопатка.
Читать еще:  Как выставить зажигание на ваз 2114 инжектор

Процесс замены изделия на УАЗе 3160 состоит из следующих действий:

  1. Для начала под задние колеса УАЗ 3160 устанавливаются опоры.
  2. Колесо внедорожника УАЗ 3160, которое требует замены элемента, необходимо поднять домкратом.
  3. Отвинчиваются гайки крепления рычага УАЗ 3160. Рычаг извлекается совместно с комплектом прокладок для регулировки.
  4. Вывинчиваются болты шкворня нижней накладки, после чего последняя извлекается с комплектом прокладок.
  5. Отвинчивается болт, с помощью которого фиксируется сальник шаровой опоры.
  6. Шкворни выпрессовываются, после чего корпус изделия извлекается.
  7. Далее необходимо разобрать шарнир ШРУСа УАЗ 3160.
    1. с помощью керна намечается местоположения элементов;
    2. производится разведение элементов;
    3. в тиски зажимается шарнир за длинный кулак;
    4. в шарнире имеются шарики, которые необходимо извлечь. Для этого необходимо короткий элемент повернуть в сторону одного из ведущих шариков. С другой стороны должен выйти шарик.
    5. теперь необходимо подобрать новые шарики большего диаметра или произвести замену одного из элементов. После этого можно собирать шарнир.

Сборка шарнира

Сборка шарнира на УАЗ 3160 очень важна, так как необходимо знать, как правильно проводится данная процедура:

  1. Длинный элемент остается в зажатом в тисках положении.
  2. Устанавливается главный шарик.
  3. Устанавливается короткий кулак УАЗ 3160 на главный центральный шар, но сделать это нужно так, чтобы совпадали метки, отмеченные керном. Поочередно устанавливаются три ведущих шарика путем проворачивания главного шара из стороны в сторону.
  4. Кулаки отводятся друг от друга на расстояние 10 мм, после чего устанавливается четвертый шар.
  5. Диаметр главного шарика на шарнир УАЗ 3160 должен составлять 26,9 мм. Каждый шарнир должен соединяться с элементами одной группы из двух соседних.

После того как шарнир будет собран, необходимо тщательно смазать полость элемента и установить изъятые изделия в порядке обратном снятию.

Сальник

Немаловажным элементом конструкции поворотного кулака на внедорожниках УАЗ 3160 и 3162 являются сальники. Сальник представляет собой округлую конструкцию, которая размещается на поворотном кулаке после того, как будет нанесена смазка. Сальник предотвращает попаданию в поворотный кулак пыли, грязи и воды, а также не позволяет вытекать смазке в процессе ее выработки. Сальник необходимо менять периодически, чтобы предотвратить попадание в поворотный кулак посторонних факторов.

На данном этапе можно подвести итог и сообщить, что поворотный кулак на внедорожниках УАЗ 3160 и 3162 отличается по конструкции, но выполняют одни и те же функции. Процедура замены занимает не более 2 часов на каждое колесо, поэтому необходимо иметь запас времени, чтобы закончить процедуру до конца.

Регулировка

После монтажа необходимо проверить моменты затяжки регулировочных гаек шкворней. Вывешенное колесо необходимо покачать в горизонтальной плоскости. Если чувствуется биение, то необходимо подтянуть регулировочные гайки. Подтягивать обе гайки нужно синхронно на аналогичное число оборотов.

Далее нужно проверить колесо в том режиме, в котором оно работает при поворотах. Если в покачивании колеса в горизонтальной плоскости вращение осуществляется с небольшим усилием, то регулировка установленных шкворней произведена правильно. Если вращение осуществляется с трудом, то гайки перетянуты. Ослабление перетянутых регулировочных гаек также производится синхронно на равное число оборотов.

После регулировки шкворней необходимо установить поперечную тягу. Далее можно снимать машину с подъемника или убирать страховочные подставки.

Смазку и регулировку установленных шкворней следует повторить через 500-600 километров пробега. Также процедуру лучше повторять после поездок по тяжелому бездорожью, при которых ходовая часть автомобиля работает в усиленных режимах.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector