4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Замена термостата (инжектор ВАЗ 2110)

Замена термостата (инжектор ВАЗ 2110)

Как известно, в автомобиле нет неважных деталей, ведь каждая из них отвечает за определенные процессы в машине. Их поломки могут привести к определенным неприятностям и затратам на их ремонт, иногда очень значительным.

За функции связанные с охладительной системой двигателя отвечает термостат. Если он выходит из строя, то двигатель может перегреться. Последствия могут быть самыми разными: от прокладок ГБЦ, которые могут попросту сгореть до выхода из строя маслосъемных колпачков. В любом случае ремонт влетит вам в копеечку. Всегда выгоднее и финансово, в том числе, отремонтировать автомобиль на этапе малых поломок, не допустив более серьезных повреждений и, как следствия затрат, и временных, и финансовых.

Охладительная система, созданная для ВАЗ 2110, при работающем двигателе поддерживает оптимальную для эффективной работы температуру. Сам же термостат отвечает за регулировку температуры жидкости охлаждения. Охлаждающая жидкость постоянно находится внутри всей системы, циркулируя и не давая температуре подниматься до критической отметки.

Термостат выглядит, как деталь в форме цилиндра, с тремя выходами. Сбоку находится патрубок для выхода и два для входа: наверху термостата и от радиатора внизу.

При поломке вы можете не обращаться в сервис, а достаточно легко заменить его своими руками. Но для этого необходимо, хотя бы в общих чертах, представлять принцип работы этой детали.

Принцип работы термостата

Есть несколько основных моментов, которые необходимо понимать, начиная ремонтные работы самостоятельно. Сам принцип работы клапана в том, что внутри него находится специальное вещество, способное расширяться, если температура меняется. Расширяясь, оно давит на клапан, который, в свою очередь, открывается и охлаждающая жидкость течет от радиатора к выходному патрубку. Также в термостате есть, так называемый, перепускной клапан, если температура охлаждающей жидкости маленькая, при заведенном двигателе, антифриз двигается по малому кругу, позволяя двигателю быстрее приобрести рабочую температуру. Клапан начинает открываться, когда температура возрастает до 80 градусов, и, преодолев эту отметку, двигается дальше. В этот момент антифриз начинает поступать в большой круг, включающий в себя радиатор. Максимальное открытие клапана происходит при температуре 94 градуса, открытие при этом 6 мм. Охлаждающая жидкость в этот момент циркулирует только по большому кругу, обеспечивая понижение температуры. Перепускной клапан в этот момент закрыт полностью и не пропускает антифриз в малый круг.

Проверка термостата

Чаще всего, когда термостат ломается, происходит следующее: антифриз начинает циркулировать только по одному из кругов, игнорируя другой. В том случае, если заклинивание клапана привело к циркуляции по малому кругу, то опасность перегрева двигателя резко возрастает. Состояние термостата позволяет проверить достаточно простая манипуляция. Заведите автомобиль и ждите, пока двигатель прогреется до обычной рабочей температуры. Можно ориентироваться по датчику температуры, если стрелка находится посередине, температура двигателя оптимальная. Под капотом найдите термостат и осторожно проверьте температуру рукой. Ощупайте нижний патрубок термостата, если все нормально, то он должен быть теплый, подержите немного руку возле него, патрубок должен становится теплее и теплее. В том случае, когда нижний патрубок остался охлажденным, то можете быть уверенными, что антифриз двигается по малому кругу и термостат неисправен. В том случае, когда все патрубки одинаковой температуры, клапан открыт.

Замена термостата

Что же делать, если термостат все же неисправен и вы решили отремонтировать его самостоятельно?

Сам термостат не ремонтируется, а только нуждается в замене. Сходите в любой магазин автозапчастей, продающих запчасти для отечественных автомобилей, и приобретите новый термостат. Для ВАЗ 2110 подходит термостат и от модели ВАЗ 2111. У него существует масса достоинств. Габариты прибора меньше, сечение малого контура меньше и движение антифриза через печку становится интенсивнее. Сама конструкция прибора более современная, цельная и удобная в установке.

Возможно, вам понадобится приобрести инструменты. Обычно для этой работы хватает набора ключей и отверток. Также купите несколько хомутов и прокладок, шпильку на М8. Для самой установки понадобится приобрести угловой патрубок и шланги: шланг печки, который идет в сторону салона и проводящий шланг отопителя.

Начните с того, что выключите зажигание и дайте автомобилю как следует остыть, иначе вы можете обжечься о детали двигателя или горячий антифриз. Далее действуйте по следующим шагам:

  1. Слейте весь антифриз из системы.
  2. Открутите воздушный фильтр.
  3. Ослабьте хомут шланга радиатора и отсоедините его от самого термостата.
Читать еще:  Замена подшипника ступицы ваз 2109

  1. Ослабьте и освободите второй шланг, который идет от насоса охлаждающей жидкости.
  2. Найдите болты, которые держат сам термостат — открутите их.
  3. Снимите с термостата крышку, внутри вы увидите уплотнительное резиновое кольцо и термостат. Достаньте их.

Далее приступайте к замене. Учитывайте тот факт, что новый термостат у вас окажется короче, из-за этого у вас не будут совпадать выходы и труба. Рекомендуется трубу убрать совсем, поставив на ее место заменяемую от ВАЗ 2112.

  1. Если у вас термостат с шестью отверстиями (штуцерами), то все подойдет. Если с пятью, то нужно будет сделать тройник в подводящий шланг печки.
  1. Если у вас двигатель карбюраторный, то снимите трамблер, он будет вам мешать в работе. Перед тем как начать снимать его, прочитайте пару статей в интернете или в инструкции, положение трамблера относительно корпуса необходимо пометить, чтобы потом установить его в то же положение, иначе вы можете сбить настройки зажигания. На инжекторных автомобилях мешать ничего не будет, можно обойтись без демонтажа.
  1. Снимите тройник с головки блока цилиндров, если на головке есть остатки старой прокладки, то тщательно ее почистите.
  2. Заглушите тонкий вход термостата на подогрев дроссельной заслонки.
  3. Замените верхнюю шпильку на более удлиненную.
  4. Затем поставьте прокладку и новую трубку.
  5. Угловой патрубок сделайте короче и установите его на место. Шланг печки со стороны салона также необходимо поменять.
  6. Подключите расширительный бачок к штуцеру и тщательно проверьте все соединения.
  7. Залейте в систему антифриз и еще раз внимательно проверьте герметичность. Также выгоните лишний воздух из системы.

Работа завершена, осталось только проверить, насколько все правильно сделано. Заведите машину и подождите, пока двигатель нагреется настолько, чтобы включился вентилятор. По температуре это происходит на промежутке от 80 до 90 градусов. Еще раз внимательно осмотрите систему на наличие протечек. Если везде все сухо, то поздравляем вас, все сделано правильно!

Изложенная выше инструкция подходит всем автомобилистам, мало-мальски разбирающихся в автомобилях и не желающих тратить лишние деньги. Сам термостат стоит недорого, в автомастерских, чаще всего его вам предложат приобрести по завышенной цене или самому сбегать в магазин. Опыт, приобретенный при замене термостата инжектора, вообще цены не имеет. Теперь вы будете знать больше о внутреннем строении вашего автомобиля и сможете помочь друзьям, в случае похожей поломки. Кроме того, несомненным плюсом самостоятельного ремонта является то, что вы можете быть совершенно уверены в том, что запчасти, поставленные в ваш автомобиль новые, что работа сделана качественно и на совесть.

Конструкция и принцип работы термостата

Желательно рассмотреть некоторые элементы устройства (см. фото). Правда самые важные находятся внутри, увидеть их получится только при подетальном рассмотрении после разборки. Но на старых автомобилях термостат ВАЗ является неразборным узлом, поэтому при выходе из строя необходима его полная замена. Это касается всех машин, произведенных до 2003 г. На них применялась старая, проверенная годами конструкция, которая начала использоваться еще на первых автомобилях ВАЗ-2108.

Подключение термостата производится ко всем агрегатам при помощи патрубков и хомутов. Система охлаждения имеет два контура: большой и малый. По малому кругу жидкость циркулирует, если ее температура низкая (до 87 °С). После достижения указанного значения происходит переключение на большой круг при помощи термостата.

Проще говоря, радиатор отключен от системы при циркуляции по малому кругу, чтобы жидкость скорее нагрелась и температура двигателя достигла рабочего значения. Когда нагрев слишком сильный, в работу включается радиатор, происходит спад температуры. Если жидкость начинает закипать, потребуется дополнительное охлаждение. Для этого предусмотрен электрический вентилятор на радиаторе.

В основе работы термостата лежат свойства биметаллической пластины. Она способна изменять свою форму под воздействием температуры.

Внутри корпуса установлен клапан с термочувствительным элементом. При достижении рабочей температуры (около 87 °С) клапан начинает медленно перемещаться, открывая подачу охлаждающей жидкости. Когда жидкость прогревается до 102 °С, термоклапан открывается полностью. В итоге жидкость начинает циркулировать по большому кругу.

Три случая для замены термостата

Так как термостат является достаточно простой деталью, менять его нужно только в трёх случаях:

  1. Если клапан заклинило в закрытом состоянии и антифриз ходит только по малому кругу .
  2. Если клапан заклинило в открытом состоянии, и охлаждающая жидкость циркулирует только по большому кругу . К этому же пункту можно отнести случаи, когда клапан клинит в полураскрытом положении.
  3. Если машина эксплуатируется в жарком климате, и стандартный термостат не справляется с нагрузкой , его также нужно заменить на другую модель, которая будет предназначена для эксплуатации в жарком климате.

Если в этих случаях пренебречь процедурой замены термостата, это может привести к перегреву двигателя, или даже к его заклиниванию. Двигатель на ВАЗ-2110 убить сложно, но вот такая «мелочь» способна это сделать!

Клапан заклинило в закрытом состоянии

Заклинить может старый термостат и даже новый, если изделие низкого качества.

Читать еще:  Разболтовка дисков хендай солярис

Что касается случая, когда клапан заклинило в закрытом состоянии, то это очень опасно для двигателя.

Безусловно, каждый из водителей летом наблюдал картину, как автомобили стоят с открытым капотом, из-под которого валит пар, а под машиной растекается лужа. Эта ситуация случается из-за перегрева охлаждающей жидкости, которая расширяясь при нагреве, разрывает патрубки или радиатор.

Как определить неисправность термостата даже с неисправным датчиком температуры двигателя

Хотя многие водители жалеют лопнувший радиатор, это не самое страшное, что может случиться. Бывает так, что перегретый двигатель просто клинит, так как металл при нагревании очень сильно расширяется. Поэтому за температурой антифриза нужно следить постоянно.

Если температурный датчик вышел из строя, то опытный водитель может определить повышение температуры по поведению автомобиля. Когда двигатель перегревается, он начинает сильно «тупить», то есть медленно набирает обороты и скорость. В этом случае рекомендуется быстро прекратить движение и подождать, пока мотор не остынет.

Если же клапан термостата заклинит в открытом состоянии, то летом это можно и не заметить. Зимой эту проблему можно определить по медленному нагреву салона.

Проверка работоспособности

Перед тем как поменять термостат на вашем автомобиле ВАЗ 2110, его сначала рекомендуется проверить на предмет функциональности. Порой проблема кроется в другом, а умельцы сразу же принимаются за довольно сложную замену элемента охлаждения. Торопиться не стоит. Сначала мы поговорим о том, как проверить термостат на ВАЗ 2110.

  1. Нагрев патрубка радиатора. Возьмитесь за нижний патрубок рукой, а товарища попросите завести двигатель. Предварительно машина должна как следует остыть, то есть быть холодной. Сначала патрубок будет тоже холодным, но при запуске мотора быстро нагреется. Если так и произошло, значит, термостат исправен.
  2. Термоэлемент. Чтобы развеять сомнение, выполните разборку. Со снятого термостата извлекают термоэлемент, который отвечает за запуск циркуляции охладителя. Опустите этот элемент в подогретую примерно до 75 градусов воду и подогрейте дальше. Опустите теперь в воду градусник, следите за температурой и прибором. Когда температура начнет достигать 90 градусов, шток из термоэлемента должен выдвинуться. Если этого не произошло, замените термоэлемент. Это частая проблема, которая не требует полной замены всего термостата. Вы должны знать, сколько стоит термостат на автомобиль ВАЗ 2110, и тратить такие деньги впустую не особо хочется.
  3. Новый элемент. Если замена все же требуется, извлекайте старый термостат, берите его с собой в магазин автозапчастей и покупайте такой же новый. Но будьте внимательны, чтобы не приобрести бракованную деталь. Подуйте как следует в штуцер. Если воздух не выходит ни откуда, значит, деталь исправна.

Новый термоэлемент

Не работает термостат. Признаки и симптомы

Только самый безответственный автомобилист может не обратить внимание на некорректную работу системы охлаждения двигателей ВАЗ 2110. Постоянный перегрев или наоборот, работа на низкой температуре охлаждающей жидкости грозят не только высоким уровнем износа колец, поршней и вкладышей. В критических случаях перегрев может стать причиной приклинивания или заклинивания поршневой, проворота коренных или шатунных вкладышей, загиба клапанов, разрушения распредвала и многих других неожиданных неприятностей.

Старый и новый клапаны термостата. Износ очевиден

Как работает термостат ВАЗ 2110

Теоретически термостат десятки представляет собой обычный клапан, который управляется термочувствительным элементом.

В зависимости от температуры охлаждающей жидкости, он либо закрывает шлюз и отправляет антифриз по малому кругу в обход основного радиатора, либо открывает его и заставляет жидкость циркулировать по полному кругу, включая радиатор охлаждения, печку, водяную рубашку двигателя, систему подогрева дросселя.

Как показано на схеме, термостат выполнен в виде перепускного нагруженного пружиной клапана. Под воздействием пружины он находится в открытом положении и пропускает жидкость по полному кругу через радиатор системы охлаждения. В этом случае жидкость быстрее охлаждается, но, естественно, прогревается очень медленно, особенно зимой.

Читать еще:  Ремонт хендай гранд старекс

Поскольку мы знаем, что нормально двигатель может работать только при температуре в пределах 97-105 градусов, то в случае постоянной циркуляции жидкости по большому кругу в холодное время года прогрев мотора происходит очень медленно. Это вызывает повышенный расход топлива и сильный износ трущихся деталей двигателя.

Схема системы охлаждения ВАЗ 2110 с инжекторным мотором 21114-21124

Вот поэтому клапан термостата и должен открываться только тогда, когда температура антифриза достигнет 95-98 градусов . Естественно, в зимнее время ему бы лучше срабатывать попозже, а летом пораньше. Но поскольку термостат в ВАЗ 2110, на Приорах и Калинах, а также Грантах и Вестах не имеет сервопривода, управляемого электроникой, то температура срабатывания клапана регулируется только заменой термостата на другую модель с другим порогом срабатывания. В продаже их предостаточно и опытные водители рекомендуют на зиму ставить устройства с температурой открытия клапана около 95 градусов , а на лето — с температурой около 85-90 градусов .

Признаки неисправности термостата ВАЗ 2110

Мы понимаем, что при даже такой простой механизм как клапан термостата подвержен самым разным поломкам. Они могут быть вызваны как отвратительным качеством купленных новых деталей, так и нарушением правил эксплуатации самим водителем. Поскольку клапан механический, то и причин его выхода из строя может быть очень много — от плохого или изношенного антифриза, до коррозии или механического износа привода клапана. Основные признаки неисправности термостата очевидны:

  1. Перегрев двигателя без особых нагрузок . Это говорит о том, что не сработал термоэлемент клапана термостата или же не включился вентилятор радиатора. Со второй проблемой мы разобрались более чем детально здесь. С первой еще проще. Для выяснения причин перегрева необходим демонтаж термостата и проверка работоспособности его клапана. Для проверки термостата необходимо снять крышку в сборе с клапаном
  2. Двигатель не прогревается . Снова все вопросы к клапану термостата и режимам включения вентилятора радиатора охлаждения. В этом случае клапан заклинил в открытом положении и не дает жидкости прогреться до нормы. Особенно такая проблема актуальна в холодное время года. Закоксованный клапан термостата
  3. Самая сложная для диагностики ситуация, когда клапан работает нестабильно или заклинил в промежуточном положении между закрытым и открытым каналом. В этих случаях неприятности подбираются с двух сторон — мотор может долго греться и быстро закипать.

Первичная диагностика термостата может быть проведена прямо на двигателе. Для этого не нужно сливать антифриз и снимать корпус термостата. Делается это достаточно просто. Изначально мотор должен быть холодным. Открываем капот, запускаем двигатель и следим за стрелкой указателя температуры ОЖ. Нижний патрубок радиатора охлаждения должен прогреться быстро и это можно почувствовать, прикоснувшись к нему рукой. Верхний патрубок должен оставаться холодным вплоть до того момента, пока стрелка указателя температуры на поднимется до отметки 70-80 градусов . Особой точности датчик температуры не даст, но приблизительно мы будем знать, что:

  • если после прогрева до 80 ˚С верхний патрубок не начал потихоньку нагреваться, проблема в клапане термостата;
  • после прогрева мотора верхний патрубок нормально прогревается, печка дует горячим воздухом — наши опасения не подтвердились и термостат в норме.

Это единственный способ проверить предварительную работоспособность клапана термостата. Правда, бывают случаи, когда термоэлемент срабатывает не до конца или через раз. В этих случаях необходима детальная проверка, осмотр и диагностика клапана. В большинстве случаев никто не возится с нерабочим термоэлементом, клапан просто выбрасывают и покупают новый. Так надежнее, а цена нового термостата на инжекторную десятку не превышает $4-7. Все это можно сделать своими руками, быстро и не привлекая мастеров СТО.

Несколько важных советов

Перед тем как выполнять замену интересующего нас элемента, специалисты советуют дать двигателю полностью остыть после эксплуатации. А после того как старый термостат был демонтирован, обязательно следует проверить новое устройство на исправность. Делается это так:

  • опускаете термостат в воду, нагретую до температуры около 80 градусов;
  • поднимаете температуру воды еще градусов на 10 (при этом нужно помешивать жидкость);
  • наблюдаете за «поведением» нового устройства: если замечаете, что из силиконового элемента начинается выдвижение штока, это означает, что термостат является работоспособным.

И не забудьте по окончании работ налить в охлаждающую систему (в бачок) жидкость.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector